VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Должностное лицо как субъект преступления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001369
Тема: Должностное лицо как субъект преступления
Содержание
Оглавление
Введение	3
Глава ?. Субъект преступления	4
1.1 Понятие субъекта преступления и его признаки	4
1.2 Дополнительные признаки субъекта преступления	9
1.3 Специальный субъект преступления и его виды	11
Глава ??. Должностное лицо как субъект преступления	14
2.1 Понятие должностного лица	14
2.2 Классификация субъектов должностных преступлений	16
2.3 Классификация должностных преступлений	20
Заключение	24
Список использованных источников	25

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     
     Актуальность данного исследования заключается в то, что во все времена любое государство, вне зависимости от формы правления и устройства, предъявляло к должностным лицам особые требования исполнения служебных обязанностей. В случае осуществления такими лицами общественно опасных деяний к ним предъявляются специфические требования, нарушение которых влечёт за собой привлечение к уголовной ответственности. В любой период времени, который характеризуется достаточным развитием науки уголовного права, проблеме субъектов служебных преступлений и их ответственности уделялось пристальное внимание.
     Методологической основой исследования является сочетание научных методов и социальных явлений и процессов, в том числе сравнительно-правовые, формально-юридические и логические.
     Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, Конституция РФ и другие, нормативно правовые акты.
     Объектом исследования является должностное лицо как субъект преступления.  
     Предметом исследования являются рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
     Целью исследования является должностное лицо как субъект преступления элемент состава и уголовно-правовая категория.
     Данной целью определены задачи работы:
     - Изучить понятие субъекта преступления; 
     - Рассмотреть должностное лицо как субъект преступления. 
     Структура работы определена целью и задачами, и содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников.

     
Глава ?. Субъект преступления
     
1.1 Понятие субъекта преступления и его признаки
     
     В число обязательных элементов состава преступления включается и субъект преступления, то есть лицо, которое осуществило преступное деяние. Отсутствие в деянии признаков субъекта преступления, которые предусмотрены уголовным законом, является свидетельством отсутствия состава преступления. Таким образом, в отношении деяний несовершеннолетних или психически больных, какую бы высокую степень опасности они не представляли, не используются термины «уголовное деяние», «преступление».
     Субъект преступления в общем смысле является лицом, которое осуществило преступление. В более узком, конкретном смысле субъектом преступления является лицо, которое способно нести уголовную ответственность, если он совершает умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законодательством. Из всех многочисленных личностных особенностей преступника уголовное право различает те, которые свидетельствуют о его способности нести уголовную ответственность. Эти особенности характеризуют субъект преступления.
     Статья 19 УК РФ1 определяет три обязательных атрибута, определяющих лицо как субъекта преступления: физические свойства; достижение установленного уголовным законом возраста; вменяемость.
     Возраст и вменяемость выступают общими признаками, которые необходимы для признания физического лица субъектом любого преступления. 
     Таким образом, лицо, который отвечает этим требованиям, иногда называют «общий субъект». Лицо, которое отвечает специальным признакам субъекта, определенной соответственной уголовной правовой нормой, принято именовать «специальный субъект».
     Уголовный кодекс РФ устанавливает возраст, в котором лицо может считаться субъектом преступления. Статья 20 УК РФ2 определяет два критерия возраста: шестнадцать лет; четырнадцать лет.
     По общему правилу уголовная ответственность наступает по достижению лицом шестнадцати лет (часть 1 статьи 20 Уголовного кодекса РФ). Этот критерий обусловлен психофизиологическими характеристиками лица, которое достигло указанного возраста. Считается, что именно на этом уровне интеллектуального развития и социальной зрелости, позволяет ему адекватно оценивать социальную значимость своих действий и выбирать правильное поведение. Способность принимать обоснованные решения предполагает способность лица нести ответственность за них.
     Исключением из этого правила выступает установление второго критерия возраста - четырнадцати лет. Перечень преступлений, ответственность за которые наступает с достижением определенного возраста, указан в части 2 статьи 20 Уголовного кодекса РФ. Он объединяет деяния, которые составляют основную преступность несовершеннолетних в возрасте от 14-ти до 16-ти лет. Их социальная ориентация и социальная опасность для подростков очевидна и легка понятна. Содержащиеся в списке преступления направлены против жизни, здоровья, половой свободы, собственности, общественной безопасности и общественного порядка. Почти все они являются преднамеренными. Приведенный выше перечень выступает исчерпывающим и не подлежит расширительной интерпретации.
     В силу части 3 статьи 20 Уголовного кодекса РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, определенного в законе, но из-за умственной отсталости, не связанной с психическим расстройством, во время осуществления общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
     В этом случае это называется «возрастная невменяемость», то есть несоответствие психического развития фактического возраста подростка. Она характеризуется тремя признаками:
     - умственная отсталость не связанная с психическим расстройством, а из-за индивидуальных и возрастных особенностей интеллектуально-волевой сферы;
     - ограниченная доступность, то есть неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими;
     - временным характером, а это означает, что в момент осуществления общественно опасного деяния, указанная задержка в развитии и ограниченные возможности имели влияние на поведение несовершеннолетних.
     Вменяемость как признак преступника обозначает способность лица во время осуществления общественно опасного деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и управлять ими.
     Уголовное право не дает понятия вменяемости, формулирует понятие невменяемости, которое является его противоположностью. Согласно части 1 статьи 21 УК РФ3 не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время осуществления общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или управлять ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния ума.
     Таким образом, невменяемость формируется за счет сочетания двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического).
     Медицинский (биологический) критерий включает в себя:
     - хроническое психическое расстройство, которое является заболеванием, обладающим тенденцией прогрессировать, имеющее трудноизлечимый или даже неизлечимый характер;
     - временное психическое расстройство является заболеванием, которое оканчивается выздоровлением;
     - деменция - врожденное или приобретенное снижение или полная потеря интеллектуальных функций; различают три степени ее: дебильность, имбецильность и идиотия;
     - другое болезненное состояние психики является собирательным понятием, которое объединяет болезни, не относящиеся к психическим расстройствам, но сопровождаются психическими расстройствами.
     Юридический (психологический) критерий характеризуется двумя особенностями: интеллектуальным и волевым.
     Интеллектуальный признак выражен в том, что лицо не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а волевой - неспособность управлять своим поведением. Для существования юридического критерия достаточно одного из перечисленных выше признаков. Это обозначает, что лицо может быть признано невменяемым и в том случае, если, например, осознавало социальную значимость своего поведения, но не могло им руководить4.
     Медицинские и правовые критерии находятся в неразрывном единстве, дополняя друг друга. Только присутствие их сочетания составляет невменяемость.
     Лицу, осуществившему определенное уголовным законодательством общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, суд может назначить принудительные меры медицинского характера (часть 2 статьи 21 Уголовного кодекса РФ).
     Состояние так называемого обычного или нормального опьянения не исключает вменяемости. Руководствуясь статьей 22 Уголовного кодекса РФ, лицо, осуществившее преступление в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотиков или других одурманивающих средств, подлежит уголовной ответственности.
     Согласно части 1 статьи 22 УК РФ5 вменяемое лицо, которое во время осуществления преступления в связи с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или управлять ими, привлекается к уголовной ответственности. В данном случае речь идет об ограниченной вменяемости. Ограниченная вменяемость является не промежуточным состоянием между вменяемостью и невменяемостью, а характеризует степень проявления вменяемости, что отражает ограниченные возможности индивидов реализовать социальную значимость своего поведения и руководить ими.
     Как и невменяемость, она определяется на основе медицинского, правового и временного критериев.
     Медицинский критерий ограниченной вменяемости, в отличие от тех же оснований невменяемости, специфичен. В этом случае психическое расстройство лица не носит патологического характера, то есть не признается психическим заболеванием. Указанное расстройство в психиатрии называют психическими отклонениями - отклонения от нормы. Последние включают в себя широкий спектр психоневрологических расстройств: психопатия, акцентуация характера, расстройство влечений и привычек и т.д6.
     Юридический критерий невменяемости также имеет функцию и характеризуется частичным снижением интеллектуальных и волевых способностей лица. Такое лицо сохраняет возможности осознавать фактический характер и общественную опасность осуществленного деяния, управлять своим поведением, но не в полной мере. Для определения этого критерия достаточен один из указанных моментов - интеллектуальный или волевой. 
     Одновременное присутствие медицинского и юридического критерия ограниченной вменяемости законом объединяется со временем осуществления преступления.
     Установление наличия у лица психического расстройства, не исключая вменяемости, производится судом на базе комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
     В силу части 2 статьи 22 УК РФ7 состояние ограниченной вменяемости обладает двояким уголовно-правовым значением:
     - принимается во внимание судом при вынесении приговора;
     - является основанием для применения принудительных мер медицинского характера.
     Лицо, которое осуществило преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемость, суд наряду с наказанием может применить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра (часть 2 статьи 99 УК РФ).

1.2 Дополнительные признаки субъекта преступления
     
     В некоторых составах преступления, субъект преступления, наряду с такими факторами, как возраст и вменяемость, характеризуется дополнительными признаками, которые отражают специфику посягательства и ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность за его осуществление. В данном случае речь идет о специальном субъекте, под которым подразумевается лицо, обладающее помимо вменяемости и возраста уголовной ответственности юридическими дополнительными юридическими  характеристиками, предусмотренные уголовным законодательством, которые выступают обязательными для определенного состава преступления. Эти характеристики ограничивают число лиц, которые могут быть признаны исполнителем такого преступления.
     Признаки специального субъекта могут быть непосредственно указаны в статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ или определяются толкованием уголовного закона.
     Отсутствие признаков специального субъекта, которые установлены конкретной статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ исключает уголовную ответственность в соответствии с настоящей статьей. Тем не менее, действия лица в данном случае могут быть квалифицированы в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают ответственность общего субъекта. Лицо, которое не является субъектом преступления, специально указанным в соответственной статье Особенной части Уголовного кодекса РФ, принимающее участие в осуществлении преступления в соответствии с настоящей статьей, является виновным в совершении преступления в качестве его организатора, подстрекателя или соучастника (статья 34 Уголовного кодекса РФ)8.
     Признаки специального субъекта не являются обязательными, так что они могут появиться в одном из трех значений:
     - конститутивных характеристик основного состава (статья 275 УК РФ);
     - квалифицирующих признаков (часть 2 статьи 150 УК РФ);
     - обстоятельствах, которые смягчают или отягчают наказание (пункт «м» статьи 63 Уголовного кодекса РФ).
     Специальный субъект выделяется:
     - по гражданству лица (статья 275 и 276 Уголовного кодекса РФ);
     - по демографическим данным (статья 131 УК РФ);
     - посемейным и родственным отношениям (статьи 156, 157 УК РФ);
     - по должностному положению (статья 285, 290 УК РФ);
     - по профессиональной деятельности (статья 124, 143 УК РФ);
     - по отношению к военной службе (статья 328, 331 УК РФ).
     Значение субъекта преступления заключается в следующем:
     - являясь элементом состава преступления, оно включено в основу уголовной ответственности;
     - во многих случаях по признакам субъекта преступления производится квалификация деяния, осуществляется разграничение преступления от других преступлений и т.д.
     Наряду с субъектом преступления в уголовном праве используется понятие «личность виновного» (статья 55, 60 УК РФ)9. Личность преступника является личность человека, которая характеризуется относительно стабильным искажением ценностно-нормативной системы, а также наличием индивидуальных психологических характеристик, выраженных в сознании и деятельности. Сведения о личности преступника обладают значением при вынесении наказания, решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности и наказания.
     Субъект преступления изучается наукой уголовного права, а личность преступника - криминологией.
      
1.3 Специальный субъект преступления и его виды
     
     В дополнение к общим признакам, которые характеризуют субъекта преступления и являющиеся обязательными признаками данного элемента состава, субъект преступления также может иметь дополнительные признаки, наличие или отсутствие которых влияет на квалификацию преступления. Дополнительные характеристики относятся только к отдельным лицам, и не всегда установлены в норме Особенной части Уголовного кодекса РФ. Таким образом, дополнительные функции, которые характеризуют субъекта как специального, относятся к числу факультативных признаков субъекта.
     Под специальным субъектом преступления подразумевается лицо, которое обладает в дополнение к вменяемости и возрасту уголовной ответственности и другими дополнительными юридическими характеристиками, определенными уголовным законом или непосредственно  вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность в соответствии с законом.
     Признаки специального субъекта преступления обязательно должны быть отмечены в норме Особенной части Уголовного кодекса РФ. Хотя это не является необходимым, чтобы факультативные признаки субъекта были тщательно детализированы в норме уголовного закона. Этот прием четкой детализации законодатель довольно часто использует при Конструировании норм Особенной части УК РФ.  
     Так, статья 299 Уголовного кодекса РФ10 предусматривает ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Дополнительные признаки субъекта в статье не названы. Однако, поскольку это положение находится в главе о преступлениях против правосудия, а к уголовной ответственности могут привлекаться только лица, которые наделены особыми полномочиями, то отсюда следует, что преступником является лицо, которое выполняет трудовые функции в области правосудия и уполномочено возбуждать уголовные дела. Это может быть следователь, прокурор, судья и т.д.
     Норма Особенной части Уголовного кодекса РФ может иметь ссылку на только один дополнительный признак, характеризующий конкретный специальный субъект преступления. Например, в статье 285 УК РФ речь идет о должностном лице. В некоторых случаях норма Особенной части может содержать указание на ряд дополнительных признаков, которые характеризуют несколько специальных субъектов преступления.  
     Признаки специального субъекта могут быть отражены в законе по-разному в зависимости от законного статуса лица. Таких способа два: признаки субъекта, которые выражены в негативной форме, например, должностное лицо (статья 285 Уголовного кодекса РФ), а также признаки виновного, выраженные в негативном ключе, подчеркивая отсутствие правового статуса, например, лицо без высшего медицинского образования (часть 1 статьи 123 Уголовного кодекса РФ)11.
     В контексте специального субъекта преступления в правоохранительных органах неоднократно поднимался важный вопрос о квалификации деяния в случае идеального сочетания преступлений. Под идеальным сочетанием подразумевается осуществление двух или более действий в одном деянии. Например, директор государственного магазина, имея статус должностного лица, обманывает клиентов, осуществляя операции в своем магазине12.
     В этом случае субъект посягает на два защищаемых объекта уголовным законодательством. В качестве должностного лица директор магазина дискредитирует авторитет государственного предприятия и всего государственного аппарата. В этом случае он должен быть привлечен к ответственности по соответствующей статье главы 30 Уголовного кодекса РФ.
     Как лицо, которое занимается коммерческими сделками и обманывает клиентов, он должен нести ответственность в соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса РФ, так как он нарушает отношения собственности. Поэтому, если субъект при идеальном сочетании нарушает два разнородных общественных отношения, охраняемых уголовным законом, он должен нести ответственность по сочетанию тех преступлений, который фактически осуществил. В данном примере, это сочетание статьи 159 и 285 Уголовного кодекса РФ.
     
     
     


Глава ??. Должностное лицо как субъект преступления
     
2.1 Понятие должностного лица
     
     Все предусмотренные законом преступления коррупции неразрывно связаны с понятием должностного лица.
     Преступления, определенные ст. 290 УК РФ13 «получение взятки», статья 285 УК РФ «злоупотребление должностными полномочиями», статья 286 УК РФ «превышение должностных полномочий» могут быть осуществлены только при участии должностных лиц.
     В силу примечаний к статье 285 Уголовного кодекса РФ должностными лицами выступают лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие функции представителя власти или исполняющие организационные, управленческие и административные функции в органах государства, местных органах власти, государственных учреждениях и муниципалитета, государственных корпораций и в Вооруженных силах Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
     К исполняющим функции представителя власти нужно включить лиц, которые наделены правами и обязанностями осуществлять функции законодательной, исполнительной или судебной власти. А также, других лиц, правоохранительных или контролирующих органов, которые наделены в соответствии с законом административными полномочиями в отношении лиц, не состоящие от них в служебной зависимости или правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
     В рамках организационно - распределительных функций нужно понимать полномочия должностных лиц, связанных с руководством трудового коллектива органа государства, государственного или муниципального учреждения или состоящими в их служебном подчинении отдельными сотрудниками, с образованием кадрового состава и определением трудовых функций сотрудников, с организацией порядка обслуживания, использования стимулов или вознаграждения, дисциплинарных мер и т.д.
     К организационно – распорядительным функциям относят полномочия лиц по принятию решений, которые имеют юридическое значение и влекут за собой определенные правовые последствия.
     Административно-хозяйственные функции нужно изучать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом или денежными средствами, которые находятся на балансе или банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей, а также по осуществлению других действий14.
     Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию обозначает, что лицо выполняет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иными нормативными актами, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица или компетентным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному разрешению могут осуществляться в течение определенного времени или однократно и могут быть объединены с основной работой.
     Для временного выполнения функций должностного лица или при осуществлении их по специальному полномочию лицо может рассматриваться как должностное только во время возложенных на него функций.
     
     
     
     

2.2 Классификация субъектов должностных преступлений
     
     Преступления, которые предусмотрены главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации15, в зависимости от характеристик субъекта делятся на осуществленные специальным и общим субъектом. В то же должностные преступления, субъект которых выступает специальным, подразделяются на три группы: 
     - осуществленные только должностными лицами (статьи 285, 285.1, 285.2, 286, 287, 289, 290, 293 Уголовного кодекса РФ); 
     - осуществленные как должностными лицами, так и государственными служащими и служащими местных органов власти, которые не являются государственными должностными лицами (статьи 292, 292.1 Уголовного кодекса РФ); 
     - осуществленные только государственными служащими и служащими местных органов власти, которые не являются должностными лицами (статья 288 Уголовного кодекса Российской Федерации).
     Таким образом, официальная, концепция которого содержится в прим. 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, не только специальный субъект преступления. Кроме того, сотрудники, обладающие дополнительные характеристики следует рассматривать в качестве специальных субъектов этих преступлений.
     Учитывая вышесказанное, можно выделить шесть видов специальных субъектов должностных преступлений, которые подлежат ответственности по статьям главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.
     - Должностные лица, которые являются представителями власти.
     Понятие представителя власти зафиксировано в примечании к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации – им выступает должностное лицо правоохранительных органов или наблюдательного органа, а также иное должностное лицо, которое наделено в соответствии с законом административными полномочиями в отношении лиц, не находящихся у него в служебной зависимости. На основании ст. 10 Конституции Российской Федерации16, такими субъектами выступают лица, которые обладают правами и несущие обязанности по реализации функций законодательной, исполнительной или судебной власти, а также исполнительных полномочий государственных федеральных органов власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
     Наделение лица властью влечет признание его должностным лицом вне зависимости от уровня компетентности, а также периода времени, в течение которого полномочия представителя власти ему делегированы от имени государства или муниципалитета.
     Особенностью представителя власти является то, что они находятся в пределах своей компетенции, имеют право требовать и принимать решения, обязательные для всех граждан и юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимных отношениях с лицами, которые не находятся в его служебном подчинении. Некоторые должностные лица не имеет подчиненных им по службе лиц, однако, имеют властные, регулирующие полномочия по отношению к неопределенному кругу лиц.
     - Должностные лица, осуществляющие организационно-административные, управленческие функции в органах государства, местных органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
     Эта категория субъектов должностных преступлений характеризуется тем, что признание их должностными лицами напрямую зависит от содержания служебных полномочий, от того выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции или нет в некоторых государственных и муниципальных структурах.  
     - Должностные лица, которые занимают государственные должности Российской Федерации.
     Согласно примечанию 2 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации17 такими субъектами выступают лица, которые занимают должности, определенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов государства.
     Замещение официальных государственных должностей Российской Федерации является криминообразующим признаком, увеличивающим степень общественной опасности должностных преступлений, в которых он зафиксирован. Тем не менее, следует отметить, что этот признак также относится к составам преступлений, которые предусмотрены другими главами Уголовного кодекса Российской Федерации.
     - Должностные лица, которые занимают государственные должности субъектов Российской Федерации.
     В силу примечания 3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации названными должностными лицами понимаются лица, которые занимают должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий органов государства.
     Замещение официальных государственных должностей Российской Федерации является криминообразующим признаком, похожим по своему уголовному правовому значению государственной должности Российской Федерации, увеличивающим степень общественной опасности некоторых должностных и не должностных преступлений.
     В отличие от государственных должностей Российской Федерации, определенных Федеральным законом, государственные должности субъектов Российской Федерации определяются региональными нормативными актами. Последнее ограничивается территорией одного конкретного субъекта Российской Федерации.
     -Должностные лица, которые являются главами местных органов власти.
     Эти субъекты обладают повышенной ответственностью в случае осуществления ими должностного преступления.  
     Понятие главы местного органа власти не зафиксировано в законодательстве Российской Федерации, из-за чего Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»18 пояснил, что он должен пониматься только как глава муниципалитета – высшее должностное лицо муниципалитета, наделенное уставом муниципалитета собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     - Государственные служащие и служащие местных органов власти, которые не являются должностными лицами.
     Согласно примечанию 4 статьи 285 Уголовного кодекса РФ19, государственные служащие и служащие местных органов власти, которые не относятся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации в случаях, специально предусмотренных в соответствующих статьях (статьи 288, 292, 292.1 Уголовного кодекса РФ).
     Отличительной особенностью данной категории субъектов должностных преступлений является полное отсутствие полномочий, которые характерны для должностных лиц. Несмотря на то, что государственные служащие и служащие местных органов власти находятся соответственно на государственной и муниципальной службе, они не имеют властных полномочий. Функциональными обязанностями государственных служащих и служащих местных органов власти, которые не являются должностными лицами, наделены, как правило, обычным административным персоналом государственных и муниципальных органов власти. Эти субъекты обеспечивают исполнение властных полномочий вышестоящих лиц, которые являются должностными20.
     Государственных служащих и служащих местных органов власти, которые не являются должностными лицами, следует отличать от технического персонала государственных и муниципальных органов власти. Последние не состоят на государственной или муниципальной службе, в связи с чем ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны в качестве субъектов должностных преступлений.
     В тех случаях, когда государственные служащие и служащие местных органов власти наделяются по службе организационно-административными и административно-хозяйственными функциями, они рассматриваются должностными лицами на основании предоставления им полномочий по управлению.
     
2.3 Классификация должностных преступлений
     
     Основными возможностями для осуществления преступлений обеспечивают недобросовестных должностных лиц права и обязанности, которыми наделяют его государство, общество, граждане для выполнения занимаемой должности. «Классическими» нормами, которые предусматривают ответственность за осуществление общественно опасных деяний со стороны должностных лиц посредством использования своего служебного положения, выступают злоупотребление служебными полномочиями (статья 285 УК РФ)21, превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Тем не менее, деятельность должностных лиц в некоторых секторах государственного аппарата может непосредственно влиять на характер преступлений и степень их общественной опасности. Учитывая этот факт, законодатель прибегает к конструкции, указанной для объективных признаков состава преступлений, за пределы отдельной группы (глава 30 УК РФ) преступлений, и соответствующие им как общие (статья 285 УК РФ) и специальные (статья 169 УК РФ), часть (пункт «в» статьи 159 УК РФ) и целое (статья 285 УК РФ). Это соотношение позволяет выделить три группы соединений должностных преступлений: общие, специальные и альтернативно-должностные. При такой классификации учитывается общность основного и дополнительного непосредственного объекта преступления, признаки объективной стороны, умысел, специальный субъект.
     Общие составы должностных преступлений предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ. Непосредственный объект преступления лежит в той же плоскости с видовым, содержание последнего является, по мнению большинства теоретиков нормальное функционирование государственного аппарата, государственная власть, интересы государственной службы и службы в местных органах власти. Преступления могут быть осуществлены в любой сфере деятельности государственного аппарата и местных органов власти. Деяния совершаются в форме действия и бездействия, и их совершение возможно только через лицо, которое занимает служебное положение.  
     Преступления, составы которых построены по типу материальных, существенно нарушают охраняемые законом интересы граждан, организаций, общества, государства или содержат реальную угрозу такого нарушения (статья 287, 289, 290, 292 УК РФ), могут привести к серьезным последствиям (часть 3 статьи 285, пункт "в" часть 3 статьи 286 Уголовного кодекса РФ). Вина выражается в форме умысла. Для некоторых преступлений установлен конструктивный мотив - корыстный (статьи 285, 292 УК РФ) или иная личная заинтересованность (статья 285 УК РФ). Субъектом вышеописанных преступлений (статья 292 УК РФ) выступает вменяемое физическое лицо, которое достигло определенного уголовным законодательством возраста (статья 19 Уголовного кодекса РФ)22, имеющее признаки должностного лица, описание которого определено пункте 1 примечания к статье 285 Уголовного кодекса РФ.
     Родового понятия общих должностных преступлений в уголовном законодательстве нет. В науке уголовного права  были неоднократные попытки сформулировать общее определение должностных преступлений, которые по мнению ученых, было бы целесообразно включить в законодательство. История отечественного уголовного права указывает на отсутствие этого определения на протяжении своего существования.
     Специальные составы должностных преступлений предусмотрены статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 Уголовного кодекса РФ и т.д. Прямой объект в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата не выступает основным в этих преступлениях. Преступления, посягающие на специально отведенную в норме область работы аппарата, могут быть осуществлены только в определенных уровнях и сферах деятельности государственного аппарата и местных органов власти. Объективная сторона рассматриваемых составов преступления представляет детализацию признака «использование служебных полномочий». Вина выражается в форме умысла. Преступления, совершенные должностным лицом с дополнительными специфическими характеристиками, имеющие право на определенные действия, использование которых влечет за собой уголовное преследование (ст. 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ).
     Основной вред причиняется другим общественным отношениям: собственности, общественной безопасности и т.д. При этом, конечно, ущерб наносится и нормальному функционированию государственного.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.